КОНЦЕПЦИЯ
ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ СПАСО-АНДРОНИКОВА МОНАСТЫРЯ
И БЛИЗЛЕЖАЩИХ ТЕРРИТОРИЙ

СОДЕРЖАНИЕ

I. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ МОНАСТЫРЯ

Спасо-Андроников монастырь – один из старейших сохранившихся православных монастырей Москвы, основанный в 1357-1372 гг., а Спасский собор монастыря принято считать старейшим сохранившимся до наших дней православным храмом столицы , построенным в 1410-1427 гг., и одним из древнейших сохранившихся белокаменных сооружений Москвы .

На протяжении всего своего существования, судьба монастыря была неразрывно связана с ключевыми событиями истории Отечества . В 1380 стены монастыря встречали войско Дмитрия Донского, а павшие войны Куликова поля нашли покой в некрополе монастыря. В 1812 г. монастырь был разграблен наполеоновской армией, а по окончании войны стал местом упокоения русских офицеров, павших в борьбе за свободу Отечества. Начиная с 1918 г., монастырь был закрыт богоборческой властью и началось его разорение; здесь располагался концентрационный лагерь для противников новой власти, проводились массовые расстрелы, затем была размещена колония для беспризориков и общежитие для рабочих завода «Серп и молот». В 1927 г. был почти полностью уничтожен некрополь монастыря.

Более подробно о историческом и культурном значении монастыря можно прочитать в Приложении к настоящей концепции.


II. МОНАСТЫРЬ СЕГОДНЯ: ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ

Богослужения в Спасском соборе монастыря в минимальном объеме были возобновлены с 1989 г., а с 2018 года службы проходят и во вновь построенном и освященном храме во имя святого благоверного князя Димитрия Донского, расположенном вне стен монастыря. В настоящее время клирики прихода стремятся проводить богослужения ежедневно.

В 2018 году Решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла приход был преобразован в Патриаршее Подворье храмов Андроникова монастыря . Имея богатейшую историю и расположение в центре столицы, Спасо-Андроников монастырь призван стать центром притяжения верующих и всех, кто ценит историю и культуру православного Отечества, местом объединения православного сообщества близлежащих районов Москвы.


III. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ: ОБЗОР

Концепция перспективного развития Андроникова монастыря направлена на устроение полноценной богослужебной деятельности на исторической территории Спасо-Андроникова монастыря (с последующим воссозданием обители с общежительным уставом), развитие деятельности существующей общины монастыря (объединение всех заинтересованных лиц, укрепление духовной жизни, развитие просветительских, миссионерских, социальных проектов), воссоздание архитектурного комплекса (после передачи его Русской Православной Церкви), освоение близлежащих территорий.

В качестве главной и первостепенной задачи Концепции предусматривается, в первую очередь, Развитие богослужебной деятельности , восстановление полного годового круга богослужений в Спасском соборе и рассмотрение возможности проведения богослужений в других, до сих пор не действовавших храмах монастыря.


НАПРАВЛЕНИЕ 1. Восстановление исторического архитектурного ансамбля

Практически весь архитектурный ансамбль Спасо-Андроникова монастыря  сегодня нуждается в реставрации и ремонте, а отдельные строения – в комплексной реконструкции. Необходимо восстановить их функциональное назначение, а также возможность проживания братии, для чего монастырь и был создан святыми преподобными Андроником и Саввой.


НАПРАВЛЕНИЕ 2. Развитие просветительской, миссионерской, социальной деятельности монастыря

При планировании социальной и просветительской деятельности рассматриваются следующие ключевые направления:

 — Образование детей и молодежи (молодежно-воспитательное объединение, культурно-просветительский центр, воскресная и хоровая школы, военно-патриотическое воспитание и в перспективе – создание полноценной православной гимназии),

 — Создание школы иконописи и студии изобразительного и прикладного искусства),

 — Социальное направление (помощь малоимущим, волонтерский центр, центр поддержки многодетных семей, работа с нуждающимися людьми преклонного возраста, организация помощи храмам и общинам пенитенциарных учреждений).

Развитие социальных и образовательных учреждений и служб монастыря планируется осуществлять поэтапно, по мере финансовых и организационных возможностей, а также при предоставлении подходящих для этого помещений.

НАПРАВЛЕНИЕ 3. Благоустройство территории монастыря и освоение близлежащих территорий

Ключевыми направлениями здесь являются:

 — Примыкающее к некрополю монастыря здание ДК завода «Серп и Молот» (Волочаевская ул., д.11/15), проектные и архитектурные характеристики которого позволяют провести его реконструкцию с полноценным приспособлением под размещение будущих образовательных и культурных проектов Монастыря.

 — Строения примыкающей к территории монастыря исторической части усадьбы Хрящевых (Андроньевский пр-д, д.6 стр. 1-4), часть из которых ныне расселена и заброшена, после ремонта и частичной реконструкции могут быть использованы для размещения православного сестричества, реставрационных мастерских, детского приюта, богадельни, и иных социально-ориентированных служб монастыря.

 — Благоустройство некрополя монастыря, по возможности выяснение принадлежности захоронений, создание экспозиции исторических надгробий и малых архитектурных форм.

 — Благоустройство других малых земельных участков, ранее принадлежавших монастырю и имеющих историческое и духовное значение.

IV. НАПРАВЛЕНИЕ 1: ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО АРХИТЕКТУРНОГО АНСАМБЛЯ

IV.1. Реставрация и реконструкция исторических зданий монастыря

Существующие храмы и постройки монастыря сегодня находятся в состоянии, требующем высококвалифицированного архитектурного восстановления и реставрации.

Комплексная реставрация Спасо-Андроникова монастыря может стать знаковым духовно-культурным проектом федерального уровня.

В состав комплексного проекта реставрации и реконструкции Спасо-Андроникова монастыря должны войти следующие строения:

Сохранившиеся исторические здания:

 — Белокаменный Спасский собор(1410-1427), одно из древнейших сооружений Москвы (в 1959-1960 годах восстановлен в формах, близких к первоначальным).

 — Многоярусный храм Архангела Михаила (1694—1739, восстановлен в 1960). Это фактически три церкви: на первом этаже была освящена Знаменская церковь (храм-усыпальница рода Лопухиных), на втором этаже – храм Архангела Михаила, на третьем – храм во имя святителя Алексия, митрополита Московского.

 — Трапезная палата (1504—1506) . Возведена из кирпича. В первом ярусе палаты располагались хозяйственные службы. Второй ярус занимал парадный зал трапезной. Расположенная к юго-западу от Спасского собора, трапезная палата положила начало формированию парадной площади перед его южным фасадом. На нее выходила утраченная ныне лестница, ведшая на второй этаж, композиционно объединявшая трапезную с собором. Трапезная палата являлась вторым по значимости строением обители после собора.

 — Настоятельский корпус (1690). В Спасо-Андрониковом монастыре было два настоятельских корпуса, в которых располагались покои игумена обители. В результате всех перестроек к концу XIX столетия настоятельский корпус полностью утратил свой первоначальный вид.

 — Братский корпус (начало XVIII века). В 1763 г. он подвергся перестройке, а в начале XIX в. достроен с южной стороны.

 — Духовное училище (1810—1814) . Двухэтажное кирпичное здание.

 — Ограда и башни монастыря. Первые каменные стены монастыря появились во второй половине XVII века. Они неоднократно перестраивались, а в XX – реставрировались. Святые врата Андроникова монастыря были возведены в традициях древнерусского зодчества, в 1950-е годы восстановлены. Башни утратили свой первоначальный вид.

Несохранившиеся строения:

 — Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Находилась над главными вратами монастыря. В 1748 году обветшавшую церковь затронул пожар, и в 1756 году начали возведение новой церкви Рождества Богородицы. Впоследствии она неоднократно перестраивалась. После революции 1917 года Рождественскую церковь закрыли, а в 1930-е годы – снесли вместе со Святыми вратами и частью ограды.

 — Колокольня. В Спасо-Андрониковом монастыре нет ни одной колокольни, имеется только звонница возле Спасского собора. Первая монастырская колокольня конца XVI века примыкала к Спасскому собору, была каменной. В конце XVII века ее перестроили. В конце XVIII века была разобрана. В 1796-1798 годах была возведена новая колокольня, поставили ее перед Святыми вратами. Это была одна из самых высоких и красивых колоколен в Москве. Колокольня имела четыре яруса, в одном из которых располагалась церковь во имя священномученика Симеона, Сродника Господня. Во время нашествия французов в 1812 году колокольню подожгли и разграбили.

Сооружения обители вне ее стен:

Часовня «Проща». «Прощами» на Руси было принято называть часовни и церкви, ставившиеся по случаю и на месте прощания с отправлявшимися в дальний путь. В 1365 году преподобный Сергий Радонежский пришел в монастырь для поклонения иконе «Спас Нерукотворный». То место, куда первый настоятель монастыря преподобный Андроник вышел вместе с братией за монастырские врата, чтобы проводить наставника, и было увековечено часовней. Сначала она была деревянной. В начале XVI столетия возводится каменная часовня. Во время пожара Москвы 1812 года здание частично сгорела, позднее сильно обветшало. К 500-летию блаженной кончины преподобного Сергия Радонежского московский купец В. Александров пожертвовал деньги на устройство более обширной часовни. Строили ее в 1889-1890 годах.

V. НАПРАВЛЕНИЕ 2: РАЗВИТИЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ, МИССИОНЕРСКОЙ, СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОНАСТЫРЯ

Планируемые облик и деятельность монастыря предусматривает воссоздание его исторических функций, в том числе объединение вокруг него православного сообщества, ключевых общественно-значимых направлений, осуществляющих сотрудничество и взаимоподдержку в развитии и укреплении отечественных традиций. Например, образовательно-просветительская компонента, привлекающая детей и подростков различных возрастов, будет тесно взаимосвязана с волонтерским центром помощи нуждающимся и престарелым, куда будут привлекаться ученики школ и гимназии монастыря. Эти же учреждения образования могут впоследствии стать источником студентов для запланированного Центра реставрации православной архитектуры и Школы иконописи. Духовно-просветительский центр, интернет-сайт и проведение публичных мероприятий (лекции, конференции, вечера и т.п.) будут способствовать привлечению внимания общественности к благотворительным нуждам и облегчат привлечение волонтерской и меценатской помощи.

Постепенное, поэтапное возвращение монастырских зданий Русской Православной Церкви, даст возможность развития монастырской жизни. Развитие и полноценная деятельность православной общины Спасо-Андроникова монастыря, привлечение в нее активных прихожан, формирование соответствующего мировоззрения, призваны способствовать укреплению предпосылок для возрождения в исторических стенах монастыря монашеской общины, для которой монастырь и был создан святыми преподобными Андроником и Саввой. Вокруг православного монастыря формируется жизнь православного сообщества, сохраняются и преумножаются лучшие отечественные традиции, происходит оздоровление общественной жизни в целом, что особенно актуально в наше время.

Ключевыми направлениями развития являются:

V.1. Образовательная и просветительская функция

Предусмотрено создание школ по классическим православным направлениям, а также воспитательного центра для детей дошкольного и школьного возраста, деятельность которого будет направлена в т.ч. на помощь нуждающимся детям и многодетным семьям.

В частности, планируется развитие следующих направлений воспитательной и просветительской работы:

 — Создание приходского молодежного объединения (воспитание детей дошкольного/школьного возраста) . Практической целью всякой приходской молодежной организации является помощь ближнему, грамотная организация досуга, в приоритете молодежных дел стоит создание групп милосердия, групп добровольных помощников, паломнические поездки.

 — Создание Духовно-просветительского центра. Духовно-просветительский центр создается для объединения детей и взрослых, возможности общения в поле православной среды, духовно-нравственного воспитания и обучения основам православного вероучения, формирования и распространения православного мировоззрения, приобщения к литургической жизни Церкви, становлению детей как творческой индивидуальности, реализации образовательных и творческих программ в интересах личности, духовно-нравственного воспитания.

 — Воскресная школа для детей и взрослых. Воскресная школа обеспечивает ознакомление всех желающих, детей и взрослых с богословскими и богослужебными дисциплинами, историей Вселенской и Православной Церкви, историей Отечества, святоотеческими творениями, церковнославянским языком.

 — Хоровая школа и любительские/молодежные хоры . Обучение в хоровой школе дает возможность получения полноценного музыкального образования, особенностью которого является наличие православного компонента. Хоровая школа выполняет задачу реализации программ дополнительного образования детей в возрасте от 6 до 17 лет, программ духовно-нравственного развития и музыкальных программ в интересах личности обучающихся, как творческой индивидуальности, а также в целях содействия возобновлению и сохранения православных традиций русской культуры.

Предполагается также развитие молодежных и любительских хоров для участия в богослужениях, воцерковления молодежи и взрослых, а также для облегчения их социальной адаптации. Участие в клиросном пении помогает глубже осмыслить церковное богослужение. Кроме того, пение в хоре помогает выработать такие черты характера, как умение работать в коллективе, ответственность за общее дело и требовательность к себе.

  Военно-патриотическое и спортивное направление . Планируемое в перспективе создание при монастыре военно-патриотических объединений призвано прививать молодежи правильное отношение к истории и современности Отечества, вырабатывает гражданскую позицию подрастающего поколения. Участие в таких объединениях воспитывает умение работать в команде; готовность оказать и принять помощь; обучает соблюдению дисциплины; умению подчиняться и брать на себя инициативу (в т. ч. руководящую); воспринимать интересы коллектива как свои собственные. Спорт может быть использован как одна из форм проповеди и формирования правильного отношения к физическому здоровью у детей и взрослых; спортивные мероприятия являются мощной объединяющей силой между людьми.

Развитие указанных направлений будет всецело зависеть от предоставления подходящих для этого помещений на территории Монастыря и прилегающих территориях. В перспективе, при наличии отдельного здания, планируется также создание полноценной Православной гимназии Спасо-Андроникова монастыря, которая даст возможность учащимся получить полноценное среднее образование в системе христианского мировоззрения, а также совершенствовать их знания в школьных дисциплинах, готовиться к сдаче экзаменов, изучать иностранные языки и т.д. в рамках дополнительного образования. Православная гимназия стремится воспитать на основе православного мировоззрения целостную личность, подготовленную к получению высшего образования по любой избранной специальности и к деятельности на любом общественно полезном поприще; обеспечить усвоение обучающимися нравственных ценностей и системы знаний в соответствии с представлениями Православной Церкви о мире и человеке; осуществить религиозно-нравственное образование учащихся в духе христианской нравственности, традиций и учения Русской Православной Церкви.

V.2. Школа иконописи и студия изобразительного и прикладного искусства.

 — Школа иконописи. Школа иконописи ставит своей задачей не только обучение основам профессионального мастерства, но и воспитание личности обучающегося, формирование его нравственных качеств на основе православного мировоззрения. В контексте создания школы иконописи, целесообразно также рассмотреть возможность сотрудничества с Кафедрой реставрации живописи ПСТГУ.

 — Студия изобразительного и прикладного искусства. Цель работы студии изобразительного и декоративно-прикладного искусства – развитие творческих способностей обучающихся средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства, открытие возможности приложения своего творческого потенциала. В рамках студии также возможно изготовление несложных элементов и проведение базовых работ в части реставрации православных храмов.

V.3. Социальное направление

Деятельность православного монастыря во все времена была неразрывно связана с помощью нуждающимся. Социальная функция Спасо-Андроникова монастыря, с учетом ее возможных масштабов, как предполагается, будет сфокусирована в первую очередь на помощи нуждающимся прихожанам и жителям близлежащих к монастырю районов города. В социальной плоскости предполагается несколько направлений:

 — Волонтерский центр. Планируется создание полноценного волонтерского сообщества монастыря, с привлечением в качестве волонтеров прихожан, детей из школ монастыря, посетителей Духовно-просветительского центра монастыря, а также всех желающих. Силами волонтеров будет выполняться значительная часть социально-ориентированных задач прихода.

 — Помощь нуждающимся детям, многодетным и неполным семьям. Создание семейного клуба многодетных и неполных семей, информационно-юридической консультации для многодетных и неполных семей; организация летнего семейного лагеря. В перспективе, при наличии помещений и привлечении благотворительных средств, возможно создание детского приюта для детей, оставшихся без попечения родителей.

  Помощь людям преклонного возраста. Выявление нуждающихся в помощи прихожан — людей пожилого и престарелого возраста, оказание регулярной помощи; организация группы добровольцев; привлечение к помощи одиноким и престарелым людям детей и молодежи. В перспективе, по мере возможности, рассматривается создание богадельни в одном из помещений, прилегающих к территории монастыря.

 — Помощь храмам и общинам пенитенциарных учреждений. Предполагается создание группы добровольцев по сбору и отправлению посылок и бандеролей с духовной литературой, предметами первой необходимости, личными вещами по обращениям лиц, находящихся в этих учреждениях, а также организация отправлений для храмов и общин пенитенциарных учреждений.

V.4. Культурное направление

Культурная деятельность монастыря фокусируется не только на миссионерской и катехизаторской работы, но и призвана установить прочные каналы коммуникации с широкой православной аудиторией, что позволит облегчить привлечение волонтерской помощи и сбор средств на социальные и образовательно-просветительские проекты монастыря.

 — Издательская деятельность. Предполагается расширить работу уже существующего в монастыре издательства, увеличив список издаваемой святоотеческой, богослужебной, просветительской литературы. Кроме того, предполагается организация работы музыкального издательства для выпуска аудио–и видео– проектов миссионерско–просветительской направленности.

   Экскурсионно-паломническая служба. Основными направлениями работы паломнической службы являются: религиозно-просветительские путешествия, миссионерские поездки, паломничество, образовательные туры, семинары, а также, возможно сотрудничество с музеем Андрея Рублева для усиления православно-просветительской компоненты при проведении музейных экскурсий.

  Интернет – ресурсы. Планируется развитие существующего сайта Спасо-Андроникова монастыря, с добавлением информационных, катехизаторских, коммуникационных разделов.

   Театральные студии, концерты, спектакли. Основная цель деятельности театральной студии – общение в поле православной среды, более глубокое погружение в мировую христианскую культуру, развитие творческих способностей детей и взрослых, более полное раскрытие личности средствами сотворчества. Подготовка концертов к памятным датам, а также проведение концертов классической и духовной музыки (это могут быть отчетные концерты хоровой школы и любительских хоров) может быть проектом проведения досуга семей, престарелых людей.

  Киноклуб, лекции, симпозиумы, конференции, беседы, вечера, фотовыставки.

VI. НАПРАВЛЕНИЕ 3: БЛАГОУСТРОЙСТВО ТЕРРИТОРИИ МОНАСТЫРЯ И РАЗВИТИЕ БЛИЗЛЕЖАЩИХ ТЕРРИТОРИЙ.

Концепция определяет пути развития близлежащих к монастырю территорий и зданий в ключе и традициях православия, сохраняя и развивая лучшие общественные традиции Отечества, такие, как благотворительность и меценатство.

VI.1. Исторический некрополь монастыря

Важным направлением является также благоустройство некрополя монастыря, который в настоящее время находится в неудовлетворительном состоянии.

На большей территории Спасо-Андроникова монастыря находились захоронения: здесь были захоронены воины, павшие в 1380 году на поле Куликовом, здесь же погребены русские воины, погибшие в Северной войне 1700-1721 годов, которую вел Петр I. После моровой язвы 1771 года Спасо-Андроникова обитель по приказу Екатерины II стала местом погребения только благородных и чиновных людей. 

С этих могил началась история монастырского кладбища как некрополя московской аристократии. Здесь упокоились Барятинские, Трубецкие, Толстые, Аладьины, Щербатовы, Голицыны, Головины, Юсуповы, Салтыковы, Нарышкины.

Исторический некрополь территориально примыкает непосредственно к восточной стене монастыря и до 60 -х годов был частью монастырского некрополя. В настоящее время этот участок площадью 7306,54 кв.м передан в безвозмездное пользование монастырской общине. Планируется постепенное, по возможности, выяснение принадлежности захоронений, создание музейного объекта. На территории некрополя расположено одноэтажное здание, в котором планируется устроить выставочный зал для экспозиции надгробий и малых архитектурных форм Спасо-Андроникова монастыря, в настоящее время находящихся в других музейных фондах.

VI.2. Прочие исторические участки

 — Земельный участок по адресу Золоторожская набережная, вл.1, площадью примерно 300 кв.м, ранее принадлежавший монастырю, территория, на которой была расположена часовня с источником.

  Земельный участок, ранее принадлежавший монастырю (Андроньевская площадь, вл.8), площадью 646,8 кв.м, в настоящее время отчужден от монастырской территории проезжей частью. Примыкает непосредственно к исторической части усадьбы Хрящевых. На участке установлен поклонный крест.

  Земельный участок в северо-восточном направлении между стеной монастыря и железнодорожным полотном. Общественным движением «За возрождение Спасо-Андроникова монастыря» здесь были обнаружены расстрельные рвы с останками казненных в годы репрессий. В этом трагическом месте планируется создать мемориал жертвам репрессий.

ПРИЛОЖЕНИЕ
ИСТОРИЧЕСКОЕ И КУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СПАСО-АНДРОНИКОВА МОНАСТЫРЯ

Свое название Спасо-Андроников монастырь получил от имени первого игумена – преподобного Андроника и главного храма обители – Спаса Нерукотворного Образа. Принято считать, что возник монастырь между 1357 и 1372 годами.

Преподобный Андроник, ученик преподобного Сергия Радонежского, около десяти лет провел в послушании основателю Троицкой обители. По просьбе Алексия, митрополита Московского, преподобный Сергий благословил Андроника стать настоятелем нового монастыря, который митрополит хотел с Божией помощью построить в честь нерукотворной иконы Спасителя, чтобы исполнить, обет, данный при спасении от великой бури на море, при возвращении из Царьграда.

Место было выбрано самим митрополитом на берегу реки Яузы, напротив Воронцова поля, в семи верстах от Кремля. Сначала здесь была сооружена церковь в честь Нерукотворного Образа Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, а затем был основан мужской монастырь, получивший статус общежительного. На место строительства приходил и преподобный Сергий, он благословил обитель.

С момента основания Спасо-Андроникова монастыря его история неразрывно связана с историей Отечества. В 1380 году обитель встречала войско Дмитрия Донского, возвращавшегося с победой после битвы на Куликовом поле. Павшие в этом сражении русские воины нашли свое упокоение в стенах монастыря. В середине XVII века, во время эпидемии чумы, Андроников монастырь содержал «убогий дом» или «скудельницу», место для захоронений умерших. В 1653 году, перед отсылкой в Сибирь, в монастырь был временно заточен протопоп Аввакум. При наполеоновом нашествии монастырь был разорён французами. Пожар уничтожил архив монастыря, была разграблена ризница.

На протяжении своей долгой истории Спасо-Андроников монастырь осуществлял не только духовную, но и просветительскую миссию. В XIV-XVII веках обитель становится значительным центром книгописания, исследователи говорят об «андроньевской школе» писцов. По свидетельствам историков, здесь были собраны значительная библиотека и архив, которые, к сожалению, сильно пострадали при пожарах 1748 и 1812 годов. В 1817 году в монастыре было открыто духовное училище и новая библиотека, а в 1826 году – Федоровская больница.

Время постройки первого каменного здания монастыря – Спасского собора – определяют между 1410 и 1427 годами. Роспись стен собора выполнил насельник обители, великий иконописец Андрей Рублев, соработником святого преподобного Андрея был Даниил Черный, также прославленный в лике святых. К сожалению, от драгоценной стенописи остались лишь небольшие фрагменты в алтарной части собора, со всей остальной поверхности стен она была почти полностью счищена в XVIII веке.

В течение шести веков существования Спасского собора архитектурные формы здания неоднократно менялись, к нему были пристроены крытая паперть и два придела, перестраивался барабан главы; наконец, в середине ХХ столетия, в результате комплексной реставрации, собор вернулся к своему древнему облику. Сейчас это одно из древнейших сохранившихся белокаменных сооружений Москвы.

В 1504-1506 годах, при архимандрите Митрофане, духовнике великого князя Ивана III, к западу от Спасского собора возведена одностолпная двухэтажная кирпичная трапезная палата, третья по величине после Грановитой палаты и трапезной Иосифо-Волоцкого монастыря.

Каменная ограда вокруг обители появилась во второй половине XVII века. Позже в камне были выстроены настоятельский и братские корпуса.

В 1691 г. иждивением Евдокии Лопухиной, первой супруги Петра I, закладывается трехярусная церковь Архангела Михаила, в нижнем ярусе которой устроена фамильная усыпальница Лопухиных с церковью иконы Знамения Божией Матери. Род Лопухиных сделал многое для Спасо-Андроникова монастыря: украшались церкви, делались богатые вклады в ризницу, на содержание обители. В монастыре развернулось большое строительство; значительно расширилась его территория, а в 1747-1756 годах над Святыми вратами воздвигли колокольню высотой 73 м (по высоте уступала только колокольне Ивана Великого), в нижнем ярусе которой была устроена церковь во имя святого Симеона Богоприимца.

Важным событием в истории монастыря можно считать составление в 1763 году поручиком лейб-гвардии Семеновского полка Петром Свиньиным первой генеральной описи обители. Она известна как «Офицерская опись». По описи в монастыре числились архимандрит, четыре иеромонаха, два иеродиакона, четыре монаха, один белый священник и один диакон; всего – 14 человек. При последнем настоятеле обители, архиепископе Владимире, по сведениям 1910 года, в обители проживало 17 человек.

29 августа 1910 года, в праздник Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа, торжественно отмечали юбилей Спасо-Андроникова монастыря – 550 лет со дня основания.

Монастырь был закрыт богоборческой властью в 1918 году. Началось его разорение. До 1922 года здесь, на территории созданного новыми властями концентрационного лагеря ВЧК для офицеров и политических противников новой власти, проводились массовые расстрелы. В 1922–1928 годах располагалась колония для беспризорников. В 1928 году территория была передана в ведение рабочего коллектива завода «Серп и Молот», в монастырских зданиях, в том числе и в храмах, устроили 200 комнат для рабочих. В 1930—1940-х годах там располагались также учреждения наркомата обороны.

В 1927 году уничтожен некрополь Андроникова монастыря, где были похоронены святые преподобные Андрей Рублёв и Даниил Черный, воины, погибшие во время Северной (1700-1721) и Отечественной (1812) войн, основатель русского театра Фёдор Волков, меценат Павел Демидов, представители многих дворянских родов: Лопухины, Толстые, Барятинские, Волконские, Аладьины, Щербатовы.

В 1929-1932 годах уничтожена колокольня монастыря.

Благодаря деятельности ревнителей на ниве сохранения древнерусской культуры, в основном П.Д.Барановского, выдающегося исследователя и реставратора, в 1947 году было принято Постановление Совета Министров СССР № 3974 «О мероприятиях по сохранению памятников архитектуры Андроникова монастыря в г. Москве», а в 1949 году утверждено Положение «О музее имени Андрея Рублева».

С 1949 года по настоящее время сохранившийся архитектурный ансамбль Спасо-Андроникова монастыря используется музеем имени Андрея Рублева.

Основная экспозиция расположена в здании собора Архангела Михаила, в нижнем и среднем ярусах выставочные залы, а в третьем ярусе – концертный зал. Также музеем заняты Настоятельский и Братский корпуса, дом Духовного училища, башни, другие здания комплекса.

16 июля 1989 года, в первую годовщину прославления преподобного Андрея Рублева в лике святых, в Спасском соборе монастыря было совершено первое после закрытия обители богослужение, с тех пор богослужения проводятся регулярно. Собралась небольшая община, деятельность которой была сильно ограничена полным отсутствием пригодных для этого помещений.

В 2002 году приходом и музеем подписано соглашение о совместном использовании зданий Спасского собора, «мертвецкой» и угловой башни монастыря, однако этих помещений очевидно недостаточно для полноценной деятельности православной общины.

В 2018 году освящен выстроенный благотворителем вне стен монастыря часовня-храм во имя святого благоверного князя Димитрия Донского. Приходу передано в безвозмездное пользование здание часовни во имя святого преподобного Сергия Радонежского, а также пожертвованное в собственность общине небольшое здание под склад.

С того памятного дня, когда в древнем Спасо-Андрониковом монастыре была возобновлена богослужебная деятельность, прошло тридцать лет. Теперь богослужения проводятся регулярно, в 2018 году Решением Святейшего Патриарха приход был преобразован в Патриаршее Подворье храмов Андроникова монастыря.