ПРЕПОДОБНЫЕ АЛЕКСАНДР И ЕФРЕМ МОСКОВСКИЕ

Преподобный Александр, игумен Спасский, Московский

«Вы есте свет миру. Не может укрытися град верху горы стояй», — сказал Спаситель, прославляющий Своих учеников в жизни вечной и сохраняющий память о них в веках земного бытия.

Преподобный Александр Московский, третий игумен Спасо-Андроникова монастыря, был одаренным человеком, незаурядной личностью, «мужем добродетельным, мудрым и изрядным зело», как писали его современники. Но его дух искал Господа, и, желая служить и угождать Ему Единому, преподобный оставил мир, посвятив свою жизнь молитве, а таланты – святой Церкви.

Память о деятельности преподобного Александра остается осязаемой и поныне благодаря Спасскому собору Спасо-Андроникова монастыря, шедевру не только древнерусского, но и мирового зодчества, который был возведен попечениями и молитвами этого святого.

Прп. Александр стал игуменом обители после прп. Саввы, около 1410 г. Ему было вверено управлять Спасо-Андрониковым монастырем, вторым по значению после Троице-Сергиевой обители, почитавшимся «от великодержавных князей». Прп. Александр, по-видимому, был избран на должность настоятеля из братии Спасо-Андрониковой обители, которая уже была весьма многочисленной.

Он был образованным человеком, наделенным художественным вкусом и даром убеждения. Строгий постник, пламенея любовью ко Господу, преподобный Александр неустанно заботился о созидании обители во славу Божию и о том, чтобы иноки прославляли Бога и в телах, и в душах, которые принадлежат Владыке всяческих, своим примером призывая братию ревновать о дарах духовных.

В летописях сохранилось упоминание о том, что прп. Александр был учеником основателей обители – прп. Саввы или прп. Андроника. Прп. Андроник и Савва восприняли традицию монашеского делания у прп. Сергия Радонежского, игумена Троице-Сергиева монастыря. Троице-Сергиев монастырь в 14 – 15 вв. становится на Руси центром распространения исихазма (от др.-греч. ἡσυχία, «спокойствие, тишина, уединение»). Подвижники-исихасты учили своих последователей безмолвию, трезвению и молитвенной сосредоточенности, способствующих очищению сердца, стремящегося к соединению с Богом.

Молитва и созерцание были главной целью насельников Спасо-Андроникова монастыря. Преподобные Андроник, Савва, Александр, Андрей Рублев, Даниил Черный и «другие многие такие же» «старались заботиться о Божественной любви так, чтобы никогда о земном не стараться, но всегда ум и мысль возносить к невещественному и Божественному свету, мудрое же око всегда устремлять от мирской жизни к изображенным образам Владыки Христа и Пречистой Его Матери и всех святых», — пишет Иосиф Волоцкий.

Прп. Александр становится игуменом в непростое время для Руси, которая продолжала страдать от монголо-татарского ига. Русь была опустошена после изнурительных набегов, и почти два века не было каменного строительства. Однако прп. Александр создал в Спасо-Андрониковой обители на месте деревянного храма церковь «каменну зело красну», храм во имя Нерукотворного образа Спаса, сложенный из белого камня.

В то время Спасо-Андроников монастырь был в числе крупнейших центров просвещения и церковного искусства среди монастырей, здесь собирались и переписывались книги, существовал скрипторий. Многие из насельников, «добродетельных и великих мужей», были произведены «в честная места на игуменьства ови ж на епископьства».

Ревность к посту и усердие в молитве привлекла благодать Божию к инокам Спасо-Андрониковой обители, и, осененные Духом, они создали творения, глубина которых по богословскому осмыслению и художественности граничит с Божественным откровением.

Память прп. Александра празднуется 13 июня вместе с преподобными Андроником и Саввой, а также 6 июля в Соборе Радонежских святых. Как полагают, память прп. Александра местно праздновалась с середины 15 – начала 16 вв.

Преподобный Ефрем, игумен Спасский, Московский

Преемником прп. Александра на посту настоятеля Спасо-Андроникова монастыря после 1427 г. стал прп. местночтимый Ефрем Спасский, Московский. В синодике не указаны сроки его пребывания на посту настоятеля. Сведений об этом святом крайне мало, некоторые исследователи считают, что он был учеником прп. Никона Радонежского и перешел в Спасо-Андроников из Троице-Сергиева монастыря.

Автор Анна Соколова