ЦЕРКОВЬ ЗНАМЕНИЯ БОГОМАТЕРИ СПАСО-АНДРОНИКОВА МОНАСТЫРЯ
КАК УСЫПАЛЬНИЦА РОДА ЛОПУХИНЫХ

Никифорова О.В.

Предлагаемая публикация является продолжением исследования, посвященного реконструкции интерьеров храмов Спасо-Андроникова монастыря на основе выявленных монастырских описей XIX — начала XX в. [1] Реконструкция интерьеров Знаменской церкви проводилась на основе шести описей монастырского имущества XIX — начала XX в. [2] Самая ранняя датирована 1826 г., самая поздняя — 1910 г., остальные четыре — после 1850–1859 гг.

В описях XIX — начала XX в. вторым каменным зданием Спасо-Андроникова монастыря (после Спасского собора) упоминается трехэтажная церковь. В нижнем этаже этой церкви находилась церковь Знамения Божией Матери с небольшою при ней палаткой с южной стороны; в среднем этаже — церковь во имя Архистратига Михаила, теплая с трапезной и приделами Усекновения главы Иоанна Предтечи, отдельным от трапезной и священномученика Александра Команского на южной стороне трапезной [3]; в верхнем этаже — церковь святителя Алексия.

Церковь Знамения Божией Матери находится на 1 этаже трехэтажного Архангельского собора

XVIII век

Церковь Знамения Богоматери была устроена на средства бояр Лопухиных в конце XVIII в. под церковью Архангела Михаила, где с конца XVII в. погребались их предки. В 1792 г. Знаменская церковь была освящена архимандритом Новоспасского монастыря Павлом [4].

Еще до устроения церкви Знамения в родовой усыпальнице под церковью Архангела Михаила была погребена мать царицы Евдокии Федоровны Лопухиной Устина Богданова [5], об этом говорила надгробная надпись над нею, — древнейшая из сохранившихся надписей рода Лопухиных [6]; позднее были похоронены отец Евдокии Федоровны — ближний боярин Федор Авраамович [7] и трое из пяти ее дядьев: возможно Петр Авраамович (Меньшой) [8], Василий Авраамович [9], Петр Авраамович (Большой) [10], его супруга Татьяна Петровна и их сын Иван Петрович Лопухин [11]. Места захоронения Сергея Авраамовича и Косьмы Авраамовича доподлинно неизвестны [12], во всяком случае их имена не упоминаются архимандритом Сергием в числе погребенных в монастыре. Но в родовой усыпальнице была похоронена жена Сергея Авраамовича Мария Федоровна [13]. Здесь же в родовой усыпальнице лежат и тела двух родных племянников Евдокии Федоровны — детей убиенного ее брата Авраама Федоровича [14]: Василия Авраамовича Лопухина [15] и Авраама (Федора) Авраамовича [16]. Здесь была похоронена и супруга брата царицы Авраама Федоровича — Татьяна Алексеевна, урожденная княжна Голицына, дочь ближнего стольника князя Алексея Борисовича Голицына, умершая в возрасте 23 лет [17].

Спасо-Андроников монастырь. XVIII век

При устроении церкви Знамения в родовой усыпальнице Лопухиных надписи с гробниц были перенесены на его стены. На содержание новоустроенного храма и на поминовение родственников ежегодно вносили значительные суммы денег: Адриан Адрианович Лопухин [18], генерал-поручица Агрипина Федоровна Фаминцина и Сергей Андреевич Фаминцын, генеральша Прасковья Федоровна Астафьева [19], внучка брата царицы Евдокии, убиенного Авраама Федоровича [20]. В 1791 г. пожертвовал серебряный потир с принадлежностями к нему статский советник Иван Владимирович Лопухин [21], вклад по погребенным в Знаменской церкви его прадеду — Петру Авраамовичу (Большому) Лопухину и деду — Ивану Петровичу Лопухину [22]. Впоследствии и другими представителями этого рода было сделано очень много как для украшения Знаменской церкви, так и для поддержания средств этой обители, украшения церквей Андроникова монастыря, умножения ризницы [23].

XIX век

В октябре 1802 г. при входе в церковь Знамения была устроена палатка, где по завещанию был похоронен епископ Сильвестр Страгородский [24], настоятель Андроникова монастыря в 1788–1802 гг. Эта упоминаемая в описях XIX — начала XX в. палатка с южной стороны храма в XIX в. служила преддверием в Знаменскую церковь [25]. В результате разорения Спасо-Андроникова монастыря во время войны 1812 г. церковь Знамения Божией Матери была ограблена и повреждена. Французы держали в ней лошадей. Однако иконостас остался цел [26]. Уже в 1813 г. церковь была совершенно исправлена и 6 августа освящена Преосвященным Августином Епископом Дмитровским [27]

В 1815 г. статским советником Адрианом Адриановичем Лопухиным были пожертвованы: богатая риза малинового бархата, украшенная жемчугом, алмазами и дорогими камнями (по преданию она принадлежала графине Екатерине Ивановне Головкиной, урожденной княжне Ромодановской, дочери князя Ивана Федоровича Ромодановского и жене вице-канцлера, сенатора и разных орденов кавалера графа Михаила Гавриловича Головкина), а также подризник, епитрахиль, пояс, поручи, пять воздухов, евангелие и крест [28]. Адриан Адрианович, будучи в родстве с Екатериной Ивановной, получил от нее богатое наследство [29]. Графиня Е. И. Головкина, была погребена в родовой усыпальнице Лопухиных в 1791 г. [30] Статский советник и кавалер Адриан Адрианович, который, как говорилось выше, был одним из основных жертвователей на содержание Знаменской церкви, был женат на Анне Федоровне Лопухиной, внучке брата царицы Евдокии, убиенного Авраама Федоровича. У этой благородной четы было пятеро детей [31] и девять внуков от брака их сына Федора Адриановича Лопухина [32] с Дарьей Николаевной, урожденной Павловой. Четверо внуков умерли в младенчестве [33], дочь Анна Федоровна (9 мая 1797 — 9 марта 1810 г.) прожила 12 лет и 10 месяцев. Из сказанного следует, что судьба была немилосердна к Адриану Адриановичу, похоронившему в Знаменской церкви свою супругу, дочь Софию, сына Федора и пять внуков. Внучка Адриана Адриановича — Екатерина Федоровна Лопухина, в супружестве Скордули [34], впоследствии много жертвовала на содержание могил в Знаменской церкви, на ее средства в 1863 г. в Знаменской церкви был сделан новый иконостас.

В 1817 г. в церковь Знамения генеральша Елизавета Федоровна Заборовская [35], урожденная Лопухина, сестра Анны Федоровны, супруги Адриана Адриановича, в память о почившем супруге — Иване Александровиче Заборовском [36] пожертвовала местный образ Спасителя, с ризою и венцом серебряными позолоченными; вверху венца перстень осыпанный бриллиантами, в середине этого перстня большой алмаз в длину и ширину без 1/8 четверть вершка; при этой иконе образ ордена св. Анны бриллиантами осыпанный. Два образа Богоматери Толгской и Знамения, богато украшенные, также вклад Лопухиных [37]. В 1823 г. по завещанию Елизаветы Федоровны Заборовской церковь была вновь возобновлена и расписана [38].

Спасо-Андроников монастырь. Фото 1882 г.

В 1863 г. Знаменская церковь вновь возобновлена усердием и иждивением Екатерины Федоровны Скордули, внучки Адриана Адриановича Лопухина, которая давала каждый год средства для поддержания этой церкви. 30 января 1874 г. в церковь Знамения был священнодействован новый антиминс [59]. В 1885 г. архимандрит Григорий (Воинов) [60], настоятель монастыря в 1882–1896 гг., при Знаменской церкви с северной стороны устроил для себя и родных новую усыпальницу, в которой первым был похоронен в октябре 1885 г. его брат иеромонах Серафим. В 1886 архимандрит Григорий писал: «В усыпальнице теплится неугасимая лампада перед живоносным Распятием с предстоящими Богоматерью и св. Иоанном Богословом, и каждый день служится лития. Приходящие в Знаменскую церковь, где бывает средняя литургия, заходят в смежную усыпальницу поклониться могиле о. Серафима. В особенности нищие молятся о нем, взывая: “царство ему небесное”!» [61]. В 1896 г. в этой усыпальнице был похоронен и сам архимандрит Григорий.

Церковь Архангела Михаила Спасо-Андроникова монастыря. Лестница с северной стороны храма. В палатках под лестницей в 1885 г. архимандритом Григорием (Воиновым) была устроена новая усыпальница. Фото 2015 г.

XX век

Согласно Описи 1910 г., трехэтажная церковь Архангела Михаила, в нижнем этаже которой находилась церковь Знамения Божией Матери, описывается следующим образом: «От Святых ворот к северу — близ дороги к соборной церкви, церковь трехэтажная об одной главе, на ней железный крест под коронкой золочеными на гульфарбе, две двери, железная глухая и деревянная, при них замки висячие и нутряные. Построена сия церковь Царицею Евдокиею Федоровною; в нижнем этаже оныя храм во имя Знамения Божия Матери» [62].

Сравнительный анализ монастырских описей XIX — начала XX в., а также опубликованных и неопубликованных документов этого времени позволил не только реконструировать внутреннее убранство Знаменской церкви, ее иконостасов, состав представленных в иконостасах икон, манеру их исполнения, наличие в храме светильников и лампад, но что немаловажно — выявить и уточнить имена жертвователей и благотворителей, среди которых были как представители рода бояр Лопухиных, так и менее именитых вкладчиков, например частного пристава Павла Васильевича Черткова.

Как говорилось выше, родом бояр Лопухиных непосредственно сделано очень много как для украшения Знаменской церкви, так и для Андроникова монастыря в целом, для украшения церквей, умножения ризницы, поддержания средств этой обители.

Спасо-Андроников монастырь. Фото 1920-х гг.

В 1848–1850 гг. огромные суммы на перестройку древнего Спасского собора были пожертвованы известной благотворительницей Анной Алексеевной Орловой-Чесменской. Ею же для собора были заказаны шесть новых икон «фряжского письма» [71], это был вклад графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской по ее деду Николаю Александровичу Лопухину, бабке Анне Алексеевне Лопухиной (урожденной Жеребцовой), их дочери и ее матери графини Евдокии Николаевны Орловой-Чесменской, в девичестве Лопухиной, умершей от родовой горячки, и брату графу Иоанну Алексеевичу, прожившему всего 4 года. Все четверо были похоронены в древнем Спасском соборе.

Кроме того, обширные родственные связи рода Лопухиных имели благотворное влияние на монастырь. Здесь похоронены родственники Лопухиных: Орловы-Чесменские, Головины, Козловская, Голицына, Головкина-Ромодановская, Заборовский, Астафьевы, Голохвастовы, Ушаков, Юсупова, Толстые и др. [72]

В настоящее время в церкви Знамения Божией Матери располагаются фонды ФГБУК Центрального музея древнерусской культуры им. Андрея Рублева

Примечания

1. Никифорова О. В. Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря по монастырским описям XIX — начала XX вв. // Труды ЦМиАР.Т. XVIII. М., 2020, С. 177–213.

2. Опись церквей, церковных и ризничных вещей и всей утвари Московского Спасо-Андрониева монастыря. 1826 г. — ЦГА г. Москвы, ф. 203, оп. 744, д. 2813; Главная церковная и ризничная опись Московского Спасо-Андрониева монастыря (б/д) — ЦГА г. Москвы, ф. 203. оп. 744, д. 2820; Опись Спасо-Андрониева монастыря (б/д, после 1850 г.) — ЦГА г. Москвы, ф. 1322, оп. 1, д. 76; Список с главной описи Церковного и ризничного имущества Московского Спасо-Андрониева монастыря. 1859 г. — ЦГА г. Москвы, ф. 1322, оп. 1, д. 51; Главная опись Московского Спасо-Андрониева монастыря 1859 г., имеются утраты, встречаются записи 1884–1895 года — ЦГА г. Москвы, КП 5998/1; Главная опись Московского Спасо-Андрониева монастыря 1910 года — ЦМиАР, КП 5998/3.

3. Никифорова О. В. Церковь Архангела Михаила по монастырским описям и документам XIХ — начала XX веков // Труды ЦМиАР (в печати).

4. Сергий (Спасский). Историческое описание Московского Спасо-Андроникова монастыря. Репринтное издание. М., 2017. С. 56–57.

5. Устинья Богдановна Ртищева: ум. 11.05.1691 г.

6. Возможно, в монастыре был похоронен Иларiон Дмитриевич Лопухин, думный дворянин, двоюродный дядя царицы, умерший в 1671 г. Архимандрит Сергий (Спасский) пишет, что в древнем синодике Спасо-Андрониева монастыря род Иларiона Дмитриевича был указан выше рода Федора Абрамовича Лопухина, при этом замечая, что в синодиках записывались фамилии и непохороненных в том монастыре (см. — Сергий (Спасский), с. 43).

7. Иларион Авраамович Лопухин (1638–21.03.1713) — отец царицы Евдокии Федоровны. При наречении его дочери царской невестой его имя было изменено на «Федор». Начал придворную службу во времена Государя Алексея Михайловича стряпчим в 1658 г. В 1676 г., в связи с кончиной Алексея Михайловича, был послан с этим известием в Ферапонтов монастырь к опальному Патриарху Никону с просьбой дать письменное прощение умершему Государю его вины за гонения на Никона, от чего Никон отказался. Затем Иларион (Федор) Авраамович стал стрелецким головой и полковником. В 1679 г. — стольник.

В 1681 г. был направлен воеводой в Верхотурье в звании Государева стольника, по возвращении был пожалован в окольничие. Затем в его жизни произошло важное событие, способствовавшее особому возвышению Лопухиных. Царица Наталья Кирилловна в период регентства царевны Софьи, ценя их давние связи с Нарышкиными, личную к ней привязанность и желая укрепить свои позиции среди стрельцов и дворянства, где Лопухины к тому времени занимали первенствующее положение, остановила свой выбор невесты для царя Петра Алексеевича на дочери окольничего Илариона Авраамовича — Евдокии Лопухиной.

В связи с этим в 1689 г. он был возведен в сан боярина, а после заключения брачного союза стал ближним боярином. Однако в 1697 г. после открытия заговора Соковнина, Циклера и Пушкина тень подозрения пала и на родственников царицы Евдокии Федоровны, и хотя их вина не была доказана, многие из них были удалены из Москвы, а ближний боярин Федор Авраамович был сослан воеводой в Тотьму. Сколько он там пробыл — неизвестно. В списке 1705 г. он показан в числе бояр, живущих в своих деревнях. В 1707 г. в Мещовске основал Афанасьевский девичий монастырь. Погребен в усыпальнице Лопухиных в Спасо-Андрониковом монастыре.

В память о боярине Федоре Авраамовиче в Москве осталась уникальная усадьба на Малой Знаменке (близ Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина), представляющая собой боярские палаты ХVП в. с более поздней частичной реконструкцией. Во время коронации Государыни Екатерины II эта усадьба вместе с двумя соседними была соединена в единый дворцовый комплекс, в котором останавливалась Императрица и ее свита. В Ясеневе сохранилась прекрасная загородная усадьба Лопухиных с известным храмом Петра и Павла.

В Калужской губ. память о боярине Федоре хранят Георгиевский монастырь, храмы и монастыри в селе Дунилово Владимирской губ., попечителем которых он был, храмы в Мещовске и Козельске, несколько усадеб.

Жена — Устинья Богдановна Ртищева: ум. 11.05.1691. Погребена Патриархом Адрианом в родовой усыпальнице Лопухиных в Спасо-Андрониковом монастыре — см.: Краевский Б. П. Лопухины в истории Отечества. М., 2001. С. 542–544.

8. Петр Авраамович (Меньшой) Лопухин — дядя царицы. Ум. не ранее 1698 г. Владел имениями в Ярославском у. Начал службу в 1658 г. стольником, затем стал стрелецким головой и полковником. В 1678–1680 rr. — начальник Рейтарского приказа, близок в ту пору к партии Нарышкиных. Однако в 1683 г. после стрелецкого бунта был сослан в Сибирь вместе с женой, но по требованию стрельцов возвращен с дороги и восстановлен в правах и в должности. В 1688 г. становится окольничим и получает в свое ведение сначала Ямской приказ, а затем и Приказ Каменных дел. В 1690 г. возведен в боярское достоинство и назначен начальником Приказа Большого дворца и дворцового Судного приказа. В 1698 г. царю Петру I была подана челобитная от священников Архангельского собора Кремля, просивших защитить Соборную церковь от боярина Петра Лопухина, управляющий которого «убивает до смерти ее крестьян, а суда на него нет». В связи с этим, несмотря на заступничество Патриарха, боярин Петр Авраамович Меньшой был подвергнут пыточному дознанию, во время которого и скончался. Погребен в родовой усыпальнице Лопухиных в Спасо-Андрониковом монастыре. Жена — Ульяна NN, в первом браке за NN Переносовым (?). — см.: Краевский Б. П. Указ. соч. С. 541—542.

9. Василий Авраамович Лопухин (01.02.1646–09.06.1698) начал службу при Государе Алексее Михайловиче в 1668 г. стряпчим. Пожалован в стольники в 1676 г. Затем служил в стрельцах. Во время мятежа 1683 г. упом. в качестве стрелецкого полковника и «за верную службу в Москве безотлучно в это смутное время» получил Государеву благодарность и пожалование поместьями. С 1689 г. — окольничий, глава Приказа Казанского дворца, боярин с 1691 г. В 1697 г. по той же причине, что и его брат — отец царицы Евдокии, послан воеводой.

Погребен в родовой усыпальнице Лопухиных в Спасо-Андрониковом монастыре. Жена — Дарья Петровна NN: род. 08.02.1655 г., ум. 18.01.1696. — см.: Краевский Б. П. Указ. соч. С. 544–545; Сергий (Спасский), Приложения № 2, № 3. С. 27.

10. Петр Авраамович (Большой) (Лапка) Лопухин (1636–25.01.1695 или 12.05.1701(?)). Начал придворную службу стряпчим в 1654 г. В 1654–1656 гг. в составе свиты Государя Алексея Михайловича участвовал в воинских походах на Польшу и Литву, за проявленную храбрость и доблесть пожалован персональным Государевым указом многими вотчинами. В 1670 г. направляется стрелецким головой в Астрахань. Участвовал в подавлении бунта под предводительством С. Разина. Стольник в 1672 г. В 1675 г. возглавляет поход на Курск.

В 1682 г. по обвинению в участии в стрелецком бунте был сослан в Кольский острог, но по требованию стрельцов возвращен с пути и отправлен в свои ярославские вотчины, однако уже в сентябре того же года в прежнем звании и со своим полком одним из первых встает на защиту Государей Ивана и Петра Алексеевичей во время мятежа князя Хованского и сопровождает их в известных переездах из Саввинского монастыря в Коломенское, Воздвиженское и Троице-Сергиеву лавру, и «за мужество, верную службу и усердное радение» Государевым указом пожалован новыми вотчинами. В 1689 г. он становится окольничим и вновь, во время заговора царевны Софьи и бегства Государя Петра 1 с семьей в Троице-Сергиеву лавру, первым со своим войском приходит на защиту Государя и царицы Евдокии — своей племянницы. В этом же году становится боярином, возглавляет Ямской приказ.

В 1694 г. является одним из главных участников Кожуховского похода. Однако в 1695 г. по доносу Л. К. Нарышкина навлек на себя гнев царя Петра и был лично им подвергнут пытке. Упоминание об этом есть в подневных записках окольничего И. А. Желябужского: «Генваря в 24 день (1695 года) на Потешном дворце пытан боярин Петр Авраамович Лопухин, прозвище Лапка, по обвинению в государственном и великом деле и генваря в 25 день в ноче умер». Погребен в церкви Архангела Михаила Спасо-Андроникова монастыря, являвшегося на протяжении нескольких столетий родовой усыпальницей Лопухиных.

Этот храм был возведен в конце XVII в. на средства царицы Евдокии Федоровны и других Лопухиных. В одном из переулков у Покровских ворот сохранилась часть некогда огромной усадьбы боярина Петра Авраамовича Большого, ныне там располагается Московская организация художников. Жена — княжна Татьяна Петровна Болховская: род. в 1641 г., ум. 21.11.1708. Погребена в родовой усыпальнице Лопухиных в Спасо-Андрониковом монастыре рядом с мужем — см.: Краевский Б. П. С. 540–541; Сергий (Спасский). Приложения № 4, № 5. С. 27.

11. Иван Петрович Лопухин (1679 г. – ноябрь 1734 г.) — личный стольник царя Петра I в 1692 г.; позже был полковником. Погребен в родовой усыпальнице Лопухиных в Спасо-Андрониковом монастыре. Жена — Наталья, дочь Афанасия Тихоновича Зыкова, в 1682 г. — думного дворянина — см.: Краевский Б. П. № 117. С. 548; Сергий (Спасский). Приложения № 11. С. 28.

12. Сергей Авраамович Лопухин. Ум. не позднее 1711 г. Был стольником в 1671 и 1686 гг.; личный стольник царя Ивана Алексеевича в 1689 и 1692 гг. Был также спальником при Государе Петре Алексеевиче. Боярин с 1692 г. Как его брат Василий, попал в немилость в 1697 г. и был назначен воеводой в Вязьму. Жена — Мария Федоровна NN: род. в апреле 1680 г., ум. 01.05.1711 (Мария Петровна Поздеева ?). Погребена в родовой усыпальнице Лопухиных в Спасо-Андрониковом монастыре. — см.: Краевский Б. П. С. 545.

Кузьма Авраамович Лопухин. Начал службу при Государе Алексее Михайловиче в 1658 г., в это время неоднократно был посылаем им в Ферапонтов монастырь к опальному Патриарху Никону для переговоров. Стряпчий в 1671 и 1676 гг. Государем Федором Алексеевичем пожалован в стольники, затем служил в стрельцах. Во время мятежа 1682 г. упом. в качестве стрелецкого полковника и «за верную службу в Москве безотлучно в это смутное время» получает Государеву благодарность и пожалование поместьями. В 1689 г. возведен в окольничие.

В 1691 г. государи Иван и Петр Алексеевичи пожаловали его в бояре.

В 1697 г. по той же причине, что и его брат — отец царицы Евдокии, послан воеводой. Погребен в Москве, в Спасо-Андрониковом монастыре.

Жена — с 1674 г. Акулина, дочь Захара Захаровича Толмачева — см.: Краевский Б. П. С. 544.

13. Сергий (Спасский). Приложения № 6. С. 27.

14. Авраам Иларионович (Федорович) Лопухин — брат царицы Евдокии. Ум. 08.12.1718. Стольник царицы Натальи Кирилловны с 1676 по 1686 г. Посол в Константинополе в 1689 г. С 1692 г. стольник Государя Петра I.

В 1697 г. послан в Италию для обучения корабельному делу. По возвращении служил при Дворе. Имел тесные взаимоотношения со своей сестрой — опальной царицей Евдокией, царевичем Алексеем Петровичем и царевной Марией Алексеевной, поэтому не мог оставаться в стороне от их трагической судьбы. Пользовался большим влиянием в Москве, особенно среди родовитого боярства, даже жестокий кн. Ромодановский считался с ним. Еще в 1708 г. на него поступил донос, однако царь Петр I хода ему не дал, хотя всем было известно о влиянии Авраама Федоровича на царевича. Когда осенью 1716 г. царевич бежал за границу, «то Лопухин, зная о месте его пребывания, ни словом не обмолвился об этом». По возвращении царевича и в ходе следствия была выявлена роль Авраама Федоровича в этом деле и в создании оппозиции реформам Петра I. Его несколько раз пытали, и 19 ноября Сенат объявил приговор — смертная казнь колесованием. 8 декабря 1718 г. его казнили. Отрубленную голову, насадив на железный шест, поставили на каменном столбе у Съестного рынка, а тело, положенное на колесо, оставалось на месте казни до 21 марта 1719 г. Позднее был похоронен в усыпальнице Лопухиных в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве.

Жены: 1) княжна Федосья, дочь князя Федора Юрьевича Ромодановского, который во время заграничных путешествий Петра I «замещал» его, а сама она могла носить титул Великой Цесаревны; у них было двое сыновей; 2) княжна Татьяна, род. в 1702 г., ум. 01.11.1724 (по н. данным — род. в 1691 г., ум. 01.11.1714), дочь князя Алексея Борисовича Голицына и его супруги Анны Ивановны Сукиной. Погребена в родовой усыпальнице Лопухиных в Спасо-Андрониковом монастыре. — см.: Краевский Б. П. № 120. С. 548–549; Архимандрит Сергий (Спасский) не упоминает Авраама Федоровича Лопухина среди погребенных в монастыре.

15. Василий Авраамович Лопухин — племянник царицы (05.08.1711–19.08.1757) — генерал-аншеф, сын казненного брата царицы Евдокии Федоровны — Авраама Федоровича. Образование получил в 1 Кадетском корпусе. Активный участник войн с Турцией, Швецией и Пруссией. 19 августа 1757 г. во время решающей битвы с прусскими войсками близ деревни Гросс-Егерсдорф командовал левым крылом русской армии, которое выдержало основную тяжесть сражения. В самый критический момент битвы, когда левое крыло было смято наступлением превосходящих сил противника, израненный генерал Лопухин, пытавшийся остановить отступающих русских солдат, был схвачен 120 пруссаками, что заставило русских гренадеров вернуться на прежние позиции и они тут же отбили своего командира.

Это в конечном итоге и решило исход битвы. Однако Лопухин в этот же день скончался от множества полученных в сражении ран. Генерал-фельдмаршал Апраксин в своем отчете о сражении писал Государыне Елизавете Петровне: «…упоминая о нем (В. А. Лопухине), не могу от слез воздержаться. Он до последнего дыхания сохранил мужество и к службе прямое усердие. Тремя пулями весьма тяжело ранен, однако сохраняя остатки жизни спрашивал только: “Гонят ли неприятеля?” И как ему то уверено было, то последние слова его были: “Теперь умираю спокойно, отдав мой долг Всемилостивейшей Государыне”».

За воинские заслуги был награжден орденами Св. Александра Невского и Св. Анны. Народные песни о генерале В. А. Лопухине являются наиболее многочисленными среди песен о Семилетней войне и в дальнейшем были очень популярны в армии во время Отечественной войны 1812 г. В память о нем в деревне Щелканово Калужской губ. сохранилась, к сожалению, в весьма плачевном состоянии, его родовая усадьба и прекрасный храм Рождества Христова, завершенный строителями в год гибели воина. Через 7 лет после смерти его прах был перевезен в Москву и погребен в родовой усыпальнице Лопухиных в Спасо-Андрониковом монастыре. Жена — графиня Екатерина ум. 18.10.1738, дочь генерал-аншефа графа Павла Ивановича Ягужинского и его супруги Анны Федоровны Хитрово — см.: Краевский Б. П. № 160. С. 560–561; Сергий (Спасский). Приложения № 14. С. 28.

16. Федор-Авраам Авраамович Лопухин — племянник царицы Евдокии Лопухиной. Род. 30.04.1697, ум. 30.04.1757. Тайный советник.

Сын казненного брата царицы Евдокии Федоровны — Авраама Федоровича. С молодых лет служил при Дворе. В 1740-е гг. во время коронации Императрицы Елизаветы Петровны был обер-церемониймейстером. Владел имением Ясенево и завершил строительство имения и храма Петра и Павла в 1737 г. Возможно, это он 10.05.1738 в чине бригадира был назначен к адмиралтейству обер-штер-кригс-комиссаром флота и пробыл там до 18.10.1739. Погребен в родовой усыпальнице Лопухиных в Спасо-Андрониковом монастыре. Жена — графиня Вера, род. 04.09.1716, ум. 25.04.1789, дочь генерал-фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева и его жены Анны Петровны Салтыковой, в первом браке Нарышкиной. Погребена рядом с мужем. — см.: Краевский Б. П. № 159. С. 560; Сергий (Спасский). Приложения. № 13. С. 28.

17. Сергий (Спасский). Приложения. № 9. С. 28.

18. Адриан Адрианович Лопухин (30.06.1734–28.08.1816) — тульский помещик, статский советник; с декабря 1788 г. по декабрь 1791 г. — Никитский уездный предводитель дворянства Московской губ. Погребен в родовой усыпальнице Лопухиных в Спасо-Андрониковом монастыре. Жена — Анна Федоровна Лопухина (см.: Краевский Б. П. № 209. С. 571) — см.: Краевский Б. П. № 192. С. 567; Сергий (Спасский). Приложения. № 25. С. 30; Отец — Адриан Иванович Лопухин (1693–18.12.1755, Санкт-Петербург) — секунд-майор лейб-гвардии Преображенского полка. В 1722 г. он участвовал в походе в Персию, и там ему несколько раз поручали ответственные дела, в том числе 24 июля 1722 г. он был послан Петром I с Терека к Шамхану Тарковскому с манифестом. Впоследствии генерал-майор. Новгородский и тверской помещик. Погребен в Москве в церкви Ямской слободы. Жены: 1) Анна NN; 2) Евдокия, род. 16.02.1719, ум. 04.01.1787, дочь Егора Ивановича Фаминцына и Софии Казимировны Коттцелль. Она была второй раз замужем за князем Яковом Петровичем Шаховским, генерал-прокурором, род. в 1703 г., ум. в 1777 г. (была его второй женой) — см.: Краевский Б. П. № 145. С. 557; Дед — Иван Васильевич Лопухин. Жилец в 1675 г., стряпчий в 1692 г. Царский воевода в Козьмодемьянске близ Казани. Указом 1682/83 г. за ним подтверждено владение деревней Горчель (принадлежавшей его предкам в XV в.) и лежавшими рядом другими селами в Деревской Пятине, в том числе и поместьем Великий Двор, принадлежавшим Лопухиным еще в 1495 г. (В 1788 г. Лопухины из Владимирской губ. пытались доказать, что они являются потомками Ивана Васильевича, наместника в Козьмодемьянске. Но по проверке дворянских книг, проведенной Сенатом, это осталось без подтверждения. Возможно, дело в том, что они были потомками другого Лопухина, потому что еще один акт указывает в тот же самый период владения во Владимирской губ. его дяди, Марка Федоровича — (см.: Краевский Б. П. № 77.) — см. Краевский Б. П. № 112. С. 547); Прадед — Василий Федорович Лопухин (XV колено), упом. в 1637 г. Убит на службе. От его отца к нему перешло поместье в 350 четей в Деревской Пятине, к которому ему добавили еще 260 четей в Туле. — см.: Краевский Б. П. № 76. С. 538.

19. Прасковья Федоровна Астафьева (урожд. Лопухина) (19.07.1754–12.08.1810). Погребена в родовой усыпальнице Лопухиных в Спасо-Андрониковом монастыре. Муж — с 1782 г. Владимир Иванович Астафьев. Род. в 1740 г., ум. 27.11.1794. Гвардии капитан (1780), бригадир, позже — действительный статский советник; Ярославский губернский предводитель дворянства с 1781 по 1784 г. Похоронен в Знаменской церкви Спасо-Андроникова монастыря (см.: Сергий (Спасский). Приложения. № 17. С. 29) — см.: Краевский Б. П. № 214. С. 572; Сергий (Спасский). Приложения. № 22. С. 30. Отец — Федор-Авраам Авраамович Лопухин, племянник царицы Евдокии Лопухиной см. сноску 16.

20. ЦГА г. Москвы, оп. 227, д. 195, л. 82–87 об. Содержатся сведения о денежных пожертвованиях указанных лиц.

21. Иван Владимирович Лопухин. Род. 24.02:1756, ум. 22.06.1816. Выдающийся общественный и государственный деятель, действительный тайный советник, сенатор, философ, публицист, издатель. Записан в гвардию в младенчестве, в 1782 г. произведен в полковники и перешел на статскую службу советником, а затем председателем Московской губернской уголовной палаты. В 1785 г. в чине статского советника уходит в отставку. В судейскую практику внес взгляд на исправительное значение наказаний и боролся за их умеренное применение. С 1782 г. он становится одним из организаторов, теоретиков и активных деятелей масонских организаций сначала в Москве, а затем и в других городах. Ближайшее десятилетие стало эпохой московского розенкрейцерства и вместе с тем временем расцвета деятельности и дарований И. В. Лопухина. Он переводит на русский язык целый ряд масонских произведений, создает типографию и издает множество философских, теологических и правовых произведений, включая и свои собственные. Помогает бедным, участвует в организации школ, аптек, больниц. В это время он становится великим мастером нескольких лож. В 1792 г. начались преследования масонов со стороны правительства. Лопухину, памятуя о заслугах его больного девяностолетнего отца, в качестве наказания определили ссылку, конфисковав значительную часть имущества, и все-таки затем оставили в Москве под строгим гласным и негласным наблюдением. С воцарением Императора Павла I, покровительствовавшего масонам, положение радикально изменилось. И. В. Лопухина вызывают в Петербург, назначают статс-секретарем при Императоре, производят в действительные тайные советники. Но придворная служба тяготила его, и вскоре он был назначен сенатором в Москву. В своей деятельности в Сенате И. В. Лопухин продолжал придерживаться прежних гуманных взглядов. Неоднократно ему приходилось ревизовать многие губернии, оставляя своей справедливостью добрую память. Особо следует отметить его деятельность по защите духоборов на Украине.

Во время Отечественной войны 1812 г. он по поручению Александра I занимается организацией земского войска. После завершения войны окончательно уходит в отставку. Оставил прекрасные мемуары, являющиеся одним из выдающихся памятников русской словесности и философии конца XVIII в., а также целый ряд уникальных архитектурных ансамблей в своих имениях. Наиболее знаменито из них село Савинское Богородского уезда близ Москвы, где по его проекту был создан всемирно известный медитационный философский парк. Известный историк В. О. Ключевский так охарактеризовал И. В. Лопухина: «С умом прямым, немного жестким и даже строптивым, но мягкосердечный и человеколюбивый, с тонким нравственным чувством, отвечающим мягкому и тонкому складу его продолговатого лица, вечно сосредоточенный в работе над самим собой, он упорным упражнением умел лучшие и редкие движения души человеческой переработать в простые привычки или ежедневные потребности своего сердца».

Его портрет находится в Третьяковской галерее в Москве.

Жена — Матрена Ефимовна Никитина. — Краевский Б. П. № 204. С. 569–570.

22. См. сноску 11.

23. Сергий (Спасский). С. 56–57.

24. Епископ Сильвестр (Страгородский), 1788–1802. Родился в 1722 г. в Царском Селе. Отец его — придворный священник Илия Гаврилов. В 1736 г. отдан в Александро-Невскую семинарию. По окончании ее проходил там учительские должности. В 1748 г. пострижен в монашество в Александро-Невском монастыре. В 1751 г. рукоположен в иеродиакона. В 1753 г. определен префектом семинарии, а с 1756 по 1757 г. ректором. В 1760 г. 5 марта произведен в архимандрита Переславского Никитского монастыря. Хиротонисан 23 декабря 1761 г. во епископа Переславль-Залесского. В 1763 г. пожалован членом Московской Синодальной конторы. 4 февраля 1768 г. (по болезни) в Николо-Угрешский монастырь с управлением оным. В том же году переведен в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, которым управлял до 3 октября 1785 г. Затем жил в этом монастыре на покое. 22 февраля 1788 г. назначен, по его собственному желанию, настоятелем Андроникова монастыря, где пребывал до своей кончины. Им была собрана научная библиотека по всем отраслям знаний, которая, по его завещанию, разделена была митрополитом Платоном между монастырем и семинариями. Составил описание Воскресенского монастыря. + 1802 г. 19 октября, на 80-м году от рождения. Похоронен при входе в Знаменскую церковь. — Алексеев В. В. Свет Андроникова монастыря. М., 2003. С. 74; В своем завещании епископ Сильвестр просил похоронить его в устроенной им палатке перед входом в церковь Знамения, где прибить к стене изготовленную им надпить единственно «от входящих на молитвословие церковное» — см.: ЦГА г. Москвы, ф. 203, оп. 227, д. 19, л. 70 об. Дело о смерти настоятеля Московского Спасо-Андроникова монастыря епископа Сильвестра.

25. Сергий (Спасский). С. 60.

26. Сергий (Спасский). С. 67.

27. Сергий (Спасский). С. 69. Главная опись Московскаго Спасо-Андронiева монастыря — ЦИАМ, ф. 1322, д. 51, л. 24 об.

28. Сергий (Спасский). С. 70.

29. Сергий (Спасский). С. 56.

30. Сергий (Спасский). Приложения. № 18. С. 28. Архимандрит Сергий приводит о графине Е. И. Головкиной следующие свидетельства Н. Д. Иванчина-Писарева из его труда, посвященного Спасо-Андроникову монастырю: «Почившая здесь затмила все примеры супружеской привязанности, какие только видим в древней и новой истории. Знатнейшая из тогдашних невест, быв дочерью родной сестры царицы Прасковьи Федоровны, она в 1722 году вступила в брак с сыном первейшего вельможи в России. Петр Великий в свадебном поезде ехал верхом перед каретой молодых с маршальским жезлом в руке и разносил сам вина, когда пили за здоровье новобрачных. С тех пор ее жизнь текла среди всех радостей домашнего счастья, среди пышных забав и веселий, какие только могут доставить знатность и богатство, которое, кроме графова, состояло в 20.000 душ, доставшихся ей от отца. Эта жизнь украшалась еще и благотворением: счастливцы оправдывали судьбу (?), расточая большие суммы для бедных. Вдруг постигает их государственный переворот, возведший на престол императрицу Елизавету. Головкин, участвовавший в проекте об устранении ее от престола, испытывает одну участь с Минихом и Остерманом. Вскоре после блестящего именинного праздника он больной был взят под стражу и осужден на ссылку. Супруга последовала за ним. На все увещания родных и друзей, на призывы самого двора остаться среди почестей первой статс-дамы и наслаждаться всеми выгодами своего огромного богатства, она отвечала: “на что мне почести и богатство, когда не могу разделить их с другом моим? Одна смерть может только разлучить нас”. Прибыв в Березов с больным мужем, страдавшим хирагрой и подагрой, но там выздоровевшим силою веры и любви, она затворилась с ним в одной землянке. Вообразим женщину еще полную жизни, воспитанную в привычной неге знатного быта, среди всех очарований веселой роскоши, вольно удаляющуюся в глубь северной Сибири, сходящую в темную, сырую землянку, где льдины служили вместо стекол, чтобы в ней оставаться с недужным страдальцем и там пробыть с ним 14 лет. В конце 1765 г. он умер, и она в первый раз заплакала. Теперь вообразим ее неразлучную с ним, умершим, просидевшую целый год над его прахом, одну, с псалтырем в руках, при свете ночника, питаемого ею рыбьим жиром; вообразим эту подземную жизнь той, которая блистала на земле всем, что ее красит и веселит! Так довершала свой подвиг вольная страдалица. Наконец, получив дозволение привезти тело его в Москву, чтобы на родине почить от трудов подле супруга, она оставляет Березов, является в столицу со своим единственным сокровищем, с этим трофеем беспримерной добродетели, и погребает дорогие останки в Георгиевской обители. «Достигнув старости преклонной и лишась уже зрения, она сохранила свежесть памяти и с живостью рассказывала о великих деяниях Петра I в том доме, где он посещал ее с супругом и где провела она счастливейшие годы своей молодости. Последние дни ее жизни были возмущены мыслью, что не может прилечь к праху мужа: закон запретил хоронить в городе после чумного поветрия. Она скончалась 89 1/2 лет, осыпанная щедротами Екатерины II и в радостной надежде увидеться с супругом». Карамзин сказал о ней: “такое геройство супружеской любви давно бы прославлено было в целом свете, если бы Русские умели хвалиться добродетелями Русских”. Эпитафия над могилою ее говорит:

Сей храм жилищем стал Головкиной на веки,

Любимой небесы, любимой человеки,

Что бедным здесь была источником щедрот,

Примером честности, прибежищем сирот» — см.: Сергий (Спасский). С. 62–63.

31. 1. София Адриановна. Род. 12.05.1762, ум. 29.09.1813 в Туле. Погребена в родовой усыпальнице Лопухиных в Спасо-Андрониковом монастыре. Муж — Николай Ардалионович Лопухин. Погребен в родовой усыпальнице в Спасо-Андрониковом монастыре (см.: Сергий (Спасский). Приложения. № 28. С. 31); 2. Федор Адрианович Лопухин. Род. 28.06.1768, ум. 08.09.1811. Бригадир. Позднее действительный статский советник. Погребен в родовой усыпальнице Лопухиных в Спасо-Андрониковом монастыре. Жена — Дарья Ивановна Павлова. Род. 05.02.1777, ум. 13.03.1830; 3. Адриан Адрианович Лопухин. Ум. 05.04.1787 в молодом возрасте; 4. Екатерина Адриановна. Ум. незамужней; 5. Петр Адрианович Лопухин. Ум. 17.08.1831. Генерал-майор. Похоронен у алтаря Тихвинской церкви села Авдотьино Бронницкого уезда. — Краевский Б. П. № 252–255. С. 578.

32. Федор Адрианович Лопухин. Род. 28.06.1768, ум. 08.09.1811. Бригадир. Позднее действительный статский советник. Погребен в родовой усыпальнице Лопухиных в Спасо-Андрониковом монастыре. Жена — Дарья Ивановна Павлова. Род. 05.02.1777, ум. 13.03.1830 — см.: Краевский Б. П. № 252. С. 578.

33. Авраам Федорович (8 июня 1798 – 15 августа 1799 г.) прожил 1 год, 2 месяца и 7 дней (19); Николай Федорович (12 марта 1800 — 17 октября 1801), прожил 1 год, 7 месяцев и 5 дней; Анастасия Федоровна (2 января 1804 — 1 июня 1809 г.), прожила 5 лет и 5 месяцев; Дарья Федоровна (18 июня 1809 – 27 декабря 1810 г), прожила 1 год, 5 месяцев и 5 дней.

34. Екатерина Федоровна. Род. 05.03.1796, ум. 28.01.1879. Похоронена в Новодевичьем монастыре в Москве. Муж — NN Скордули, ум. 02.05.1855. Генерал-майор — см.: Краевский Б. П. № 298. С. 586.

35. Елизавета Федоровна Заборовская, урожденная Лопухина, внучка брата царицы Евдокии убиенного Авраама Иларионовича (Федоровича). Род. 04.04.1743, ум. 23.03. 1820. Упом. в завещании ее кузена Петра Андреевича Лопухина (см.: Краевский Б. П. № 233.). Наравне с его сыновьями она получила в собственность некоторое имение для того, чтобы основать приют для стариков. Ею было куплено имение Авдотьино в Орловской губ. Погребена в родовой усыпальнице Лопухиных в Спасо-Андрониковом монастыре. Муж — с 1776 г. Иван Александрович Заборовский. Род. 16.05.1735, ум. 17.09.1817. Действительный тайный советник — см.: Краевский Б. П. № 210. С. 571; Сергий (Спасский). Приложения. № 27. С. 31.

36. Иван Александрович Заборовский родился 18 мая 1735 г. Он получил домашнее образование и в 17-летнем возрасте был записан капралом в гвардию. Через три года был выпущен из гвардии в армейский полк в чине подпоручика. Впервые участвовал в боевых действиях во время Семилетней войны 1756–1763 гг. В 1757 г. И. А. Заборовский стал капитаном. Он особенно отличился в сражении 19 августа 1757 г. под Грос-Егерсдорфом. Здесь русские войска нанесли серьезное поражение Пруссии. И. А. Заборовский за проявленные отличия получил в 1760 г. звание премьер-майора. В последний год войны он стал подполковником и поступил под начало графа П. И. Панина. И. А. Заборовский отличился и в Русско-турецкой войне 1768–1774 гг. Он командовал гусарским полком и с 1769 г. воевал с турецкими отрядами под Бендерами, а в 1770 г. брал эту крепость штурмом. За проведенную операцию Заборовский был произведен в полковники. В 1771 г. его перевели под начало князя В. М. Долгорукого. Вместе с русской армией И. А. Заборовский участвовал во взятии Перекопских укреплений и г. Кафы. В 1772 г. И. А. Заборовский сражался с конфедератами под начальством генерал-поручика Бибикова. За проявленную храбрость И. А. Заборовский 10 июля 1774 г. был произведен в генерал-майоры и награжден орденом св. Георгия третьей степени. Кроме того, он получил золотую саблю, украшенную бриллиантами, с надписью: «За знаменитое, удачное предприятие за Балканскими горами». Императрица Екатерина II отзывалась о нем как о человеке, который «ближе всех подходил к Константинополю». Вскоре после войны И. А. Заборовский женился на внучке фельдмаршала Б. П. Шереметева Елизавете Федоровне, урожденной Лопухиной. Они вступили в брак 3 февраля 1776 г. Зная заслуги И. А. Заборовского перед Отечеством, императрица в 1777 г. повелела ему исправлять должность Ярославского наместничества (губернатора). 16 февраля 1781 г. Екатерина II перевела Заборовского в прежнем звании в Тулу с чином генерал-поручика. Правителем Тульского наместничества он оставался в течение семи лет. В 1782 г. он был награжден за усердную службу Аннинской лентой и орденом св. Владимира большого креста второй степени, а 16 мая 1787 г. он получил следующий свой орден — св. Александра Невского. В 1788 г. императрица вновь вспомнила о военных заслугах Заборовского, и Иван Александрович ненадолго вернулся в армию. 14 февраля 1788 г. Екатерина II назначила его командиром сухопутных войск для Архипелагской экспедиции, но она не состоялась из-за начавшейся войны со Швецией. Однако Заборовский все равно выступил в поход со своими полками. Ему было поручено пройти через Италию и присоединиться к флоту. Об этом походе известно немного. Следует упомянуть лишь об одном крайне любопытном факте. В 1789 г. И. А. Заборовский получил прошение от иностранного поручика, желавшего поступить в русскую армию в том же чине. Иван Александрович не удовлетворил прошение, а поручиком этим был Наполеон! Трудно сказать, как сложилась бы история России и других стран, попади тогда будущий завоеватель в русскую армию. Может быть, и затерялся бы на просторах Российской империи в полной  безвестности. Сам Заборовский так говорил по этому поводу: «Тут видно действие особенного определения высшего Промысла, ибо повеление не принимать иностранцев тем же чином поступило в армию за день или два до вызова Бонапарте служить в моем корпусе». После окончания этого похода И. А. Заборовский вернулся к государственной гражданской службе. 30 июля 1788 г. Екатерина II повелела ему быть генерал-губернатором Владимирским и Костромским. Этими губерниями он управлял до 1796 г. После кончины Екатерины новый император Павел I произвел И. А. Заборовского в генерал-лейтенанты, а 17 декабря пожаловал его чином действительного статского советника. Одновременно Заборовский стал сенатором, ему было приказано присутствовать при Московском департаменте Правительствующего Сената. И. А. Заборовский мирно скончался в кругу семьи 17 сентября 1817 г. в Москве на 83-м году жизни. Он был похоронен в Знаменской церкви Спасо-Андроникова монастыря подле амвона с левой стороны (Сергий (Спасский). № 26. С. 31).

37. Сергий (Спасский). С. 71.

38. Красовский И. С. Архитектурный ансамбль Спасо-Андроникова монастыря. М., 2005. С. 77.

39. Здесь и далее цитаты приводятся по документу: Опись церквей, церковных и ризничных вещей и всей утвари Московского Спасо-Андрониева монастыря. 1826 г. — ЦГА г. Москвы, ф. 203, оп. 744, д. 2813.

40. Здесь и далее размеры икон приводятся в современных мерах, в см (высота 5 ширина).

41. В центре перстня находился «бриллиант с двадцатью мелкими бриллиантиками вокруг него, и с двух сторон на заворотах по кольцу десять бриллиантиков самых мелких».

42. Это был орден Святой Анны — см.: Сергий (Спасский). С. 71.

43. В подбородке у Спасителя «в виде ордена вокруг в два ряда семьдесят тремя бриллиантиками осыпано; а в четырех цветиках четыре средних бриллиантика, а подле их в листках восемь мелких бриллиантиков» (Опись 1826 г.).

44. «В одной окружности венца прикреплено по три сердолика осыпанных стразами, да пять звезд стразанных же во вставочках сребряных; в другой окружности вычеканены два Ангела и четыре Херувима; да шесть звезд стразаных прикреплено во вставочках сребреных; свет, пол и риза ветхая сребряная и позлащенныя чеканной работы; к ризе прикреплены медальон с вензелем осыпанный первый бриллиантами, а другой розами; по сторонам медальона два бриллианта осыпанных розами, да два аматиста осыпанных бриллиантами мелкими кругом и розами с трех сторон; убрус шитый сплошь золотом, на коем изредка низано жемчугом средним и мелким, и прикреплено три звезды стразовых во вставочках сребреных; да два стекла осыпанных стразами, и шестнадцать стразов во вставочках сребренных и шестнадцать стразов во вставочках сребреных».

45. Иванчин-Писарев Н. Д. Спасо-Андрониковъ. М., 1842. С. 23.

46. См. сноска 16.

47. Сергий (Спасский). Приложения. № 16. С. 29.

48. Эти иконы были вложены в село Знаменское Калужской губернии, принадлежавшее Лопухиным — см.: Сергий (Спасский). С. 61.

49. Сергий (Спасский). Приложения. № 24. С. 30.

50. Этот способ позолоты применяется на всех грунтах по дереву, полотну, стеклу и металлу. Гульфарба составляется из лака-мордана с примесью небольшого количества оранжевого крона, растертого на льняном масле. Крон к лаку примешивается как подкладка под золото, чтобы оно имело более сильный и глубокий тон. Инструменты для позолоты требуются все те же, что и при позолоте на полимент: замшевая подушечка, лампемзель, нож, масленка. Процесс золочения сложен и требует мастерства. Перед золочением место для позолоты тщательно подготовляется, так чтобы поверхность, на которую будет накладываться золото, была ровная и чистая. Дальше эти места прокрашиваются кистью жирным слоем гульфарбы и затем просушиваются. Если гульфарба не досохнет, то наложенное золото будет свозиться, а если пересохнет, то золото не будет к ней приставать. Надо довести просушку гульфарбы до небольшого отлипа, тогда золото будет хорошо к ней приставать и будет иметь хороший блеск. Золото накладывается на гульфарбу лампемзелем ( http://vk.com/photo-49193898_306202929), который поверх веерка слега прижимается ватой. Оно всасывается в гульфарбу и принимает хороший вид. Полируют его не агатом, как позолоту на полимент, а слегка притирая кусочком ваты.

51. Список с главной описи церковного и ризничного имущества Московского Спасо-Андрониева монастыря (б/д, при сравнении с описью, хранящейся в ЦМиАР (КП 5998/1), установлена дата создания — 1859 г.) — ЦГА г. Москвы, ф. 1322, оп. 1, д. 51, л. 24 об.

52. 31 фунт.

53. Список с главной описи церковного и ризничного имущества Московского Спасо-Андрониева монастыря (б/д, при сравнении с описью, хранящейся в ЦМиАР (КП 5998/1), установлена дата создания — 1859 г.) — ЦГА г. Москвы, ф. 1322, оп. 1, д. 51, л. 24 об.

54. Там же. Л. 25.

55. Список с главной описи церковного и ризничного имущества Московского Спасо-Андрониева монастыря (б/д, при сравнении с описью, хранящейся в ЦМиАР (КП 5998/1), установлена дата создания — 1859 г.) — ЦГА г. Москвы, ф. 1322, оп. 1, д. 51, л. 25. «На образе Спасителя «несколько помятые» венец гладкий и оклад во всю доску серебряный, золоченый, чеканной работы. В венце вставлен пертень, в середине коего вставлен бриллиант, убранный мелкими тридцатью бриллиантиками, цена всему украшению двести пятдесят рублей. К ризе прикреплена «штука в виде ордена, украшеннаго осмнадцатью пятью бриллиантиками, цена двести десять рублей серебром. Серебро без пробы, весу примерно два фунта, по пятнадцати копеек золотник. Вклад действительнаго Тайнаго Советника Ивана Александровича Заборовскаго 1817 года Сентября 20 дня».

56. Там же. Л. 25 об. «Весу примерно два фунта сорок восемь золотников, цена за фунт девятнадцать рублей двадцать копеек».

57. Там же. Л. 26. «На Богоматери «венец двойной, на нем два Ангела и четыре Херувима, риза, оклад и поля сребропозолоченныя, чеканной работы, поветшали; серебро без пробы, весу примерно три фунта сорок восемь золотников, по пятнадцати коп. золотникъ; убрус сплошь шит золотом и изредка низан средним и мелким жемчугом, коего весом полтора золотника, на четыре рубля пятнадцать копеек. На убрусе и венце три сердолика и два стекла голубаго цвета, цена восемь рублей семдесят пять копеек; еще шестнадцать страз во вставочках серебряных, цена сорок восемь копеек, и четырнадцать звезд стразовых, в роде пуговиц, цена двадцать один рубль. К убрусу привешен на серебряной тоненькой цепочке, в коей весу полтора золотника, без пробы, на двадцать две копейки, образ на финифти, в миниатюрном виде, Авраама и Веры, с колечком и ушком, осыпанныя сорок осмью бриллиантиками, цена сто двадцать пять рублей, в ушке один бриллиант, а пять мест состоят праздными со времени пожертвования. На ризе имеется медальон с шарфом, осыпанные пятидесятью осмью розами и двадцатью шестью бриллиантиками, по сторонам их два бараманта (так в тексте), осыпанные сорока розами, — около кружковъ, в виде двух подковок по аматисту, осыпанные розами числом сто камушков; ценность всего фермуара (т. е. застежки. — Прим. автора) с шарфом двести девяносто пять рублей».

58. Список с главной описи церковного и ризничного имущества Московского Спасо-Андрониева монастыря (б/д, при сравнении с описью, хранящейся в ЦМиАР (КП 5998/1), установлена дата создания — 1859 г.) — ЦГА г. Москвы, ф. 1322, оп. 1, д. 51, л. 27.

59. Там же.

60. Архимандрит Григорий (Воинов), 1882–1896. Сын московского протоиерея, настоятеля церкви святого Иоанна Воина. Окончил Московскую духовную академию. Будучи студентом, пострижен в монашество в Троице-Сергиевой лавре 3 марта 1857 г., 10 марта рукоположен в иеродиакона, по окончании курса наук 20 июня 1858 г. во иеромонаха. Определен в Вифанскую семинарию 19 августа 1858 г. Возведен в степень магистра 10 февраля 1859 г. Перемещен 8 января 1860 г. инспектором в Вологодскую семинарию. С 18 января 1862 г. служил соборным иеромонахом в Донском монастыре. 6 августа 1864 г. Возведен в сан архимандрита. Продолжал духовно-училищное служение в Вифанской, затем с 16 октября 1863 г. в Московской семинарии до 22 мая 1867 г., когда был определен настоятелем Златоустова монастыря, а от семинарской службы уволен по его прошению по болезни. С 17 ноября 1867 г. определен членом консистории (исполнял эту должность до 1883 г.). 13 июля 1873 г. переведен в Высокопетровский монастырь, а 14 июля 1882 г. в Андроников монастырь настоятелем. 15 мая 1883 г. присутствовал при короновании Их Императорских Величеств в Москве. 3 августа 1883 г. уволен от должности члена консистории и назначен благочинным монастырей (состоял в этой должности до 7 января 1894 г.). Духовный писатель и ревнитель московской старины. Им изданы несколько сборников богословских статей различного содержания. Составлены исторические описания Высокопетровского и Златоустовского монастырей и церкви Иоанна Воина на Якиманке. Был избран (16 октября 1867 г.) действительным членом Московского Общества любителей духовного просвещения, действительным членом Императорского Общества просвещения, действительным членом Императорского Общества истории и древностей российских (27 октября 1875 г.), действительным членом православного Палестинского общества (28 января 1884 г.). Во время его настоятельства в Андрониковом монастыре была построена новая монастырская часовня на Вороньей улице (на месте древней ветхой) в 1889–1890 гг. Построены деревянные часовня и сторожка при святом кладезе, ископанном прп. Андроником (по случаю 500-летия со дня кончины преподобного). + 1896 г. 1 августа. Погребен в Андроникове монастыре, в усыпальнице при Знаменской церкви. — см.: Алексеев В. Свет Андроникова монастыря. М., 2003. С. 80–81.

61. Архимандрит Григорий (Воинов). Московского Спасо-Андрониiева монастыря iеромонах Серафим. Душеполезные чтения, 1886. С. 226.

62. Главная опись Московского Спасо-Андрониева монастыря 1910 г. — ЦМиАР, КП 5998/3, л. 79.

63. Там же. Л. 80 — На Спасителе венец гладкий и оклад во всю доску, серебряный, золоченый, чеканной работы, несколько помятый. В венец вставлен перстень, в середине которого вставлен бриллиант, «убранный мелкими тридцатью бриллиантиками». Цена всему украшению двести пятьдесят рублей. К ризе прикреплена «штука в виде ордена», украшенного восьми десятью пятью бриллиантиками, цена двести десять рублей серебром. Серебро без пробы, весу примерно два фунта, по пятнадцать копеек золотник. Это вклад действительного Тайного Советника Ивана Александровича Заборовского.

64. Там же. Л. 81 об. — Имена святых были написаны на финифти и внизу иконы на финифти же находилась следующая надпись: «истинное изображенiе, подобiе и мера, съ самого Чудотворнаго образа Знаменiя Пресвятыя Богородицы, яже въ Великомъ Новагороде писана 1718-года». Риза и убрус на образе филигранный, шесть венцов и поля серебряные, золоченые, чеканной и гладкой работы, 84 пробы, весу примерно два фунта сорок восемь золотников, цена за фунт девятнадцать рублей двадцать копеек.

65. Главная опись Московского Спасо-Андрониева монастыря 1910 г. — ЦМиАР, КП 5998/3, л. 81 об. – 82 об. — На Богоматери венец двойной, на нем два Ангела и четыре херувима, риза, оклад и поля сребропозолоченные, чеканной работы, поветшали, серебро без пробы, весу примерно три фунта сорок восемь золотников, по пятнадцати копеек золотник, убрус шит сплошь золотом и изредка низан средним и мелким жемчугом, «коего весом полтора золотника, на четыре рубля пятьдесят копеек». На убрусе и внизу три сердолика и два стекла голубого цвета, восемь рублей семьдесят пять копеек, еще шестнадцать страз во вставочках серебряных, цена на сорок восемь копеек, и четырнадцать звезд стразовых, вроде пуговиц, цена двадцать один рубль. К убрусу привешен на серебряной тоненькой цепочке, «в коей весу полтора золотника, без пробы», — образок на финифти в миниатюрном виде с именами Авраама и Веры, «с колечком и ушком, осыпана сорока восемью бриллиантами, цена сто двадцать пять рублей — в ушке один бриллиант, а пять мест состоят праздными со времени пожертвования». На ризе имеется «медальон с шарфом, осыпанные пятидесятью осмью розами и двенадцатью шестью бриллиантиками, по сторонам их два бараманта крупные осыпанные сорока розами, — около кружков в виде двух подковок по амитисту, осыпанные розами, числом сто камешков, ценность всего фермуара с шарфом двести девяносто пять рублей».

66. Там же. Л. 84–84 об. — На ней венец двойной, на нем два Ангела и три херувима и во всю доску оклад «сребропозлащнный», чеканной работы, на венце три звезды с двадцатью тремя изумрудами и алыми яхонтами, низкого достоинства, по пяти копеек, на рубль пятнадцать копеек, еще на венце и ризе тридцать шесть изумрудов среднего и низкого достоинства, по шести копеек, на два рубля шестнадцать копеек, две жемчужины в сережках и пять в подбородках «бурмитскiя», цена пять рублей и двадцать пять копеек. На убрусе в двух рядах шестьдесят пять зерен кафимскаго жемчугу, по сорока копеек, на двадцать шесть рублей; на ризе средняго кафимскаго жемчугу пятьсот двадцать зерен, примерно восемь золотников, по семи рублей на пятьдесят шесть рублей. Серебро 72 пробы, весу примерно восемьдесят золотников, по пятнадцати копеек золотник, на двадцать рублей. На полях имеется запись: «В средней звезде на… средний камень выпал».

67. Там же. Л. 85 — На ней венец среброзолоченый, двойной, на нем два Ангела и четыре херувима и риза среброзолоченая, чеканой работы. Около убруса и лика Божия Матери в ожерелье подвесном, в двух сережках покрупнее жемчуга счетом сто сорок четыре зерна, весу примерно около пяти золотников, на тридцать два рубля пятьдесят копеек, на венцах, ожерелье и подвесках «с пронизками средняго и мелкаго жемчуга» десять…низкого достоинства, цена за них шестьдесят копеек, серебро без пробы, весу примерно девяносто золотников по пятнадцати копеек золотник, на тринадцать рублей пятьдесят копеек.

68. По сторонам два Ангела — один с крестом в руках, а другой держит трость и копие, к ногам Богочеловека припадают Преподобный Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский.

69. Главная опись Московского Спасо-Андрониева монастыря 1910 г. — ЦМиАР, КП 5998/3, л. 83.

70. «Московский листокъ» № 32, 15 августа 1910 г. С. 1–2.

71. Икона Богоматери Иверская с двумя в возглавии ангелами и двенадцатью апостолами, икона преподобномученица Евдокия и пророк Даниил, поверх их благословляющий Спаситель, икона пророк Самуил и апостол Иоанн Богослов, поверх их Спаситель благословляющий, располагавшиеся за правым клиросом и на юго-западном столпе собора; икона Спаса Пантократора с Евангелием в левой руке и благословляющего правой рукой, икона святая праведная Анна, матерь Пресвятой Богородицы и святитель Николай, наверху Спаситель со скипетром и державой, икона избранные святые Священномученик Патрикий, апостол Ерм, Никифор патриарх Царградский, располагавшиеся за левым клиросом и на северо-западном столпе собора — см.: Никифорова О. В. Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря по монастырским описям XIX — начала XX вв. // Труды ЦМиАР, Т. XVIII. М., 2020. С. 193–194.

72. Сергий (Спасский). С. 46.